АТС — это основа любой телефонии, но когда мы говорим о бизнесе, подключение АТС — это еще и способ настроить и оптимизировать коммуникационные процессы в компании. Видов АТС много, в этой статье мы разберем основные 4 разновидности, рассмотрим их плюсы и минусы, а также стоимость внедрения.
Виды телефонии
Аналоговые АТС
Аналоговые АТС – это самое простое и устаревшее решение на сегодняшний день. Средний возраст таких АТС – 10-15 лет, иногда они живут без замены 20 и более лет, хотя такая длительная эксплуатация, конечно же, влияет на качество связи.
Плюсы аналоговых АТС:
нужен относительно небольшой бюджет на внедрение благодаря низкой стоимости аналоговых аппаратов;
нет зависимости от перебоев с электроэнергией – достаточно подключить к источнику бесперебойного питания только АТС;
простота тестирования нерабочего состояния (обрыв, отключение и т.п.).
Минусы аналоговых систем такие:
необходимость в монтаже линий связи до каждого рабочего места;
одноканальные номера;
отсутствие записи звонков;
отсутствие статистики и контроля;
часто неудобная внутренняя связь;
плохое качество связи;
технические неисправности без возможности заменить испорченные детали;
АТС нельзя обновить, если производитель перестал поддерживать данную модель;
высокие затраты на связь при большом количестве входящих линий;
трудно найти специалиста для обслуживания и настройки аналоговой АТС.
Стоимость простой аналоговой АТС на 4 внешних и 16 внутренних линий монтажа проводов и дальнейшего обслуживания начинается от 20 000 рублей.
Цифровые и гибридные АТС
Цифровые и гибридные АТС – это следующая стадия развития АТС. Они умеют все то же самое, что и аналоговые, но внутри уже есть интерфейс для получения статистики и администрирования. Это их основное отличие от простых аналоговых АТС.
Особенность таких решений – плата за лицензии. Так как тут есть частичный переход в цифру, функционал можно расширить не только новой «железкой», но и цифровым ключом-лицензией, открывающим новые возможности. Конечно, цифровые и гибридные АТС являются следующей ступенью развития АТС, но их расширенный функционал не искоренил проблемы аналоговых АТС.
Плюсы:
можно без сложностей перейти от традиционной телефонии на IP-телефонию;
есть возможность немного сэкономить за счет применения VoIP-технологий;
не нужно приобретать новое оборудование, если у вас уже была подключена аналоговая телефония.
Минусы:
редкое использование многоканальных номеров;
ограниченная запись звонка или полное отсутствие этой функции;
высокая стоимость или отсутствие в продаже плат, расширений и лицензий, которые открывают новый функционал;
технические неисправности устаревших систем без возможности заменить оборудование;
высокие затраты на связь при большом количестве входящих линий;
трудно найти специалиста, умеющего настраивать такую древнюю технику;
невозможно интегрировать АТС в современные БД из-за технических ограничений.
И главный минус таких решений — стоимость проектов на новом оборудовании, без которого сегодня невозможно настроить даже запись звонка. Минимальная стоимость гибридной АТС на 1 городскую и 6 внутренних линий — от 21 000 руб. Каждая плата расширения обойдется не дешевле 5000 руб.
Программная АТС
Сегодня, чтобы получить весь функционал АТС и даже больше, не нужна классическая аналоговая АТС в виде коробки с проводами. Достаточно установить и настроить на сервере специальное ПО. И все – вопрос организации связи можно считать закрытым.
Плюсы такого решения:
возможна гибридная схема с применением VoIP-шлюзов и аналогового оборудования;
многоканальные номера;
легко настроить голосовое меню;
интегрирована запись разговоров;
удобная внутренняя связь;
множество вариантов интеграции с различными системами и бизнес-приложениями.
Минусы:
стоимость — установка программной АТС одним из вендоров на рынке обойдется от нескольких сотен до нескольких миллионов рублей, в зависимости от функционала выбранного решения.
При этом цена решения будет почти равна нулю, если у вас уже есть сервера и вы выбираете самое распространенное решение — Asterisk. Это ПО с открытым кодом, есть в свободном доступе, но его нужно настроить. И мастера за такую работу с учетом уже имеющегося оборудования возьмут порядка 80 тысяч рублей без учета ежемесячного обслуживания.
Виртуальная АТС
Если вы не готовы разворачивать программную АТС у себя на серверах и постоянно организовывать ее настройку, тогда АТС в облаке — идеальное решение. Все данные и ПО хранятся на защищенных серверах провайдера услуги. Доступ к ним происходит через веб- или мобильное приложение.
Плюсы:
В этом разделе мы больше поговорим про наш продукт, поэтому плюсов из этого списка у других компаний может не быть.
не нужно устанавливать сервера в офисе и расширять штат IT-специалистов;
бесплатная внутренняя связь между сотрудниками;
возможность выбрать функции АТС, подходящие под задачи именно вашего бизнеса, без переплаты за ненужные инструменты;
интеграция в любую CRM и речевая аналитика на базе ИИ;
быстрое решение технических проблем;
легкое подключение дополнительных функций и расширение пакета услуг;
работа техподдержки 24/7;
понятный интерфейс, разобраться в котором сможет любой сотрудник;
неограниченная запись разговоров;
невысокая стоимость обслуживания.
Минусы:
Он всего один — наличие абонентской платы, а значит: зависимость от провайдера. Но это же и плюс, ведь любая возникшая проблема решается одним звонком оператору. В нашем случае звонком в службу технической поддержки, которая доступна 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Стоимость ежемесячного использования облачной АТС — от 420 рублей за абонента.